В одной далёкой восточной провинции находился дзенский монастырь. Жили там монахи, практиковали они дзадзен, кинхин и просто наблюдали себя в труде праведном на огородах при монастыре. И жил в этом монастыре Ивандо – послушник, чья кожа была бела, а предки жили где-то на западе. Много и настойчиво трудился Ивандо, чтобы достичь просветления, и был он одним из лучших учеников самого мастера Бо.
Настал год, когда мастер Бо сказал своим ученикам: «Сегодня мы будем проходить трёхшаговую медитацию, которая покажет, кто спал в дзадзен, а кто за дыханием усердно следил». Пришла очередь Ивандо, и так у него всё здорово получилось, что зажёгся в нём золотой зародыш, размером с небольшую монету. В полном умиротворении подошёл Ивандо к колодцу, чтобы испить воды, но случилось непредвиденное. На глади колодца отразились события странные, где Ивандо никакой не монах дзен, а работник Иван в тридевятом царстве, пришедший в город, чтобы вылечить от меланхолии некую особу царских кровей. И так увлек монаха Ивандо сей пейзаж, сотворённый коварным Марой, что утратил он золотой зародыш и снова уснул сном сансары.
Через год мастер Бо снова собрал учеников для трёхшаговой медитации. И вновь у Ивандо всё получилось хорошо. Но стоило ему наклониться над колодцем, чтобы испить воды, как увидел он вновь диво-дивное. На сей раз стоял Ивандо в обличье старого ситха на борту какого-то корабля летучего, где двое мужчин бились на мечах разноцветных. Длинный был сюжет, навеянный проказником Марой, но в конце Ивандо убил страшный чёрный человек, сказавший странную фразу: «Люк, я твой отец». Дошло до Ивандо, что странное слово «ситх» схоже со словом «сиддхи», то бишь сверхспособности, о которых он, будучи монахом дзен, в тайне грезил. Дошло, но поздно, вновь утратил Ивандо всё наработанное трудом медитативным и уснул сном сансарным.
И снова, спустя год, мастер Бо собрал учеников для медитации, но на сей раз Ивандо успехов не демонстрировал, а пару раз даже палкой получил от учителя, что благодатно сказалось на его возвращении в настоящий момент. Но по окончании медитации снова зажёгся внутри Ивандо огонь заветный – слабы были путы сансары, держащие монаха. Подойдя к колодцу, Ивандо снова увидел чудеса чудесные, Марой навеянные. Кем он там только ни был: и на волке сером скакал в царской одежде, и с чудищем страшным бился, и даоса Кощея побеждал. Но на сей раз не увлек морок монаха в сансару. Бдительным был Ивандо, и главное понял он: все эти мороки – просто игра его воображения, на самом деле в колодце отражался он сам, а все сюжеты появлялись в кругах на воде, которые шли от падающих капель.
И вот случилось нечто. Словно огонь вспыхнул золотой зародыш внутри Ивандо, впитывая в себя весь опыт сатори, полученный в предыдущих практиках. Вспыхнул, да так и остался сиять. А мастер Бо, следящий за бывшим учеником, подошёл к Ивандо и поприветствовал нового бодхидхарму, пришедшего на безграничные просторы данной Вселенной.
Обретя просветление, отправился Ивандо странствовать. И всё, на что падал его взгляд, будь то мышь, жук или сом, становилось мирным и обретало свою истинную природу. И вот однажды пришёл бодхидхарма в царство тридевятое, то, что было родиной Ивандо, когда слово сие ещё для него что-то значило. Там, на балконе сидела царевна Несмеяна, которую кто только не пробовал рассмешить, да всё без толку. Однако же в присутствии прошедшего мимо её балкона бодхидхармы царевна сама начала смеяться, да так, что месяц остановиться не могла.
А позже царевна основала йога-студию, где начала учить людей йоге смеха, ведь нужно и самим как-то со своими бедами справляться, не всегда же на бодхидхарм надеяться. Их ведь мало совсем на просторах данной Вселенной.
А. Козбан
Дзенская сказка про царевну Несмеяну и бодхидхарму Ивандо
В одной далёкой восточной провинции находился дзенский монастырь. Жили там монахи, практиковали они дзадзен, кинхин и просто наблюдали себя в труде праведном на огородах при монастыре. И жил в этом монастыре Ивандо – послушник, чья кожа была бела, а предки жили где-то на западе. Много и настойчиво трудился Ивандо, чтобы достичь просветления, и был он одним из лучших учеников самого мастера Бо.
Настал год, когда мастер Бо сказал своим ученикам: «Сегодня мы будем проходить трёхшаговую медитацию, которая покажет, кто спал в дзадзен, а кто за дыханием усердно следил». Пришла очередь Ивандо, и так у него всё здорово получилось, что зажёгся в нём золотой зародыш, размером с небольшую монету. В полном умиротворении подошёл Ивандо к колодцу, чтобы испить воды, но случилось непредвиденное. На глади колодца отразились события странные, где Ивандо никакой не монах дзен, а работник Иван в тридевятом царстве, пришедший в город, чтобы вылечить от меланхолии некую особу царских кровей. И так увлек монаха Ивандо сей пейзаж, сотворённый коварным Марой, что утратил он золотой зародыш и снова уснул сном сансары.
Через год мастер Бо снова собрал учеников для трёхшаговой медитации. И вновь у Ивандо всё получилось хорошо. Но стоило ему наклониться над колодцем, чтобы испить воды, как увидел он вновь диво-дивное. На сей раз стоял Ивандо в обличье старого ситха на борту какого-то корабля летучего, где двое мужчин бились на мечах разноцветных. Длинный был сюжет, навеянный проказником Марой, но в конце Ивандо убил страшный чёрный человек, сказавший странную фразу: «Люк, я твой отец». Дошло до Ивандо, что странное слово «ситх» схоже со словом «сиддхи», то бишь сверхспособности, о которых он, будучи монахом дзен, в тайне грезил. Дошло, но поздно, вновь утратил Ивандо всё наработанное трудом медитативным и уснул сном сансарным.
И снова, спустя год, мастер Бо собрал учеников для медитации, но на сей раз Ивандо успехов не демонстрировал, а пару раз даже палкой получил от учителя, что благодатно сказалось на его возвращении в настоящий момент. Но по окончании медитации снова зажёгся внутри Ивандо огонь заветный – слабы были путы сансары, держащие монаха. Подойдя к колодцу, Ивандо снова увидел чудеса чудесные, Марой навеянные. Кем он там только ни был: и на волке сером скакал в царской одежде, и с чудищем страшным бился, и даоса Кощея побеждал. Но на сей раз не увлек морок монаха в сансару. Бдительным был Ивандо, и главное понял он: все эти мороки – просто игра его воображения, на самом деле в колодце отражался он сам, а все сюжеты появлялись в кругах на воде, которые шли от падающих капель.
И вот случилось нечто. Словно огонь вспыхнул золотой зародыш внутри Ивандо, впитывая в себя весь опыт сатори, полученный в предыдущих практиках. Вспыхнул, да так и остался сиять. А мастер Бо, следящий за бывшим учеником, подошёл к Ивандо и поприветствовал нового бодхидхарму, пришедшего на безграничные просторы данной Вселенной.
Обретя просветление, отправился Ивандо странствовать. И всё, на что падал его взгляд, будь то мышь, жук или сом, становилось мирным и обретало свою истинную природу. И вот однажды пришёл бодхидхарма в царство тридевятое, то, что было родиной Ивандо, когда слово сие ещё для него что-то значило. Там, на балконе сидела царевна Несмеяна, которую кто только не пробовал рассмешить, да всё без толку. Однако же в присутствии прошедшего мимо её балкона бодхидхармы царевна сама начала смеяться, да так, что месяц остановиться не могла.
А позже царевна основала йога-студию, где начала учить людей йоге смеха, ведь нужно и самим как-то со своими бедами справляться, не всегда же на бодхидхарм надеяться. Их ведь мало совсем на просторах данной Вселенной.
А. Козбан