Этот материал продолжает тему статьи дзен и подробно расскажет читателям нашего сайта о практике дзадзен, которая является основной в дзен-буддизме. Внешне и по стилю выполнения дзадзен напоминает классическую випассану. Но мотивы у этих практик отличаются, причём, по мнению некоторых дзен-буддистов, в корне.
Суть дзадзен заключается в простом делании практики, без каких-либо ожиданий. Как только вы начинаете замечать пользу в виде более спокойного ума, уменьшенного кровяного давления, а также частых вспышек сатори, которые вам приятны, – значит что-то идёт не так. Как говорит Кодо Саваки Роси: «Дзадзен не приносит ничего». Кодо Саваки также утверждает, что дзадзен следует практиковать тем, кто хочет выйти из безумия толпы. Автор этой статьи рекомендует эту практику тем, кто понял, что счастье, предлагаемое нам социумом, дуально и содержит в себе повод для несчастья. Дзадзен – способ выйти из бесконечных прыжков между счастьем и несчастьем, к тому же весь фокус состоит в том, что вы должны практиковать его ни на что не надеясь, не ставя никаких целей и не строя никаких ожиданий.
Как практиковать дзадзен?
Некоторые дзен-буддисты практикуют дзадзен в дзендо – специальной комнате для медитаций. Однако никаких особых условий для данной практики не нужно. Вы должны выспаться, чтобы не уснуть во время медитации, а также покушать, после чего выждать некоторые время, сходить в туалет и принять максимальные меры для того, чтобы вас ничто не отвлекало (телефон, соседи и т.д.). Основное отличие дзадзен от классической медитации – открытые глаза. Взгляд, практикующего дзадзен направлен вперёд и вниз. Не нужно что-то рассматривать, просто смотрите. Дзен-буддисты часто выбирают практиковать дзадзен, садясь перед стеной.
Дзадзен – сидячая практика. Способов сидеть в дзадзен несколько, но все они сводятся к тому, что выбранная вами поза должна быть максимально удобной. Вы можете сесть в позу лотоса или полулотос, но если при этом вы испытываете боли в связках, лучше просто сесть, скрестив ноги по-турецки. Живот и плечи следует расслабить, нос должен находиться на одной линии с пупком, а уши – с плечами. Кроме того, практикуя дзадзен, вы не должны надевать давящую одежду или пояса. Правило максимального удобства – тело не должно отвлекать вас от практики. Если вам неудобно сидеть в дзадзен, мы рекомендуем заняться хатха-йогой, чтобы излечить телесные недуги.
Дыхание играет в дзадзен ключевую роль. Дышать следует носом, глубоко и расслаблено. К тому же дыхание поможет вам очистить ум от мыслей. Так, например, для регулировки сознания можно применять методики сусокукан и дзуйсокукан. Первая заключается в том, что вы считаете вдохи от одного до десяти, вторая предполагает, что вы сливаетесь с вдохами и выдохами. Третий способ – коан, предусматривает, что вы сидите в дзадзен, размышляя над вопросом или утверждением, которое вам дал мастер. Пример такого утверждения: «Что такое действительность? Это голова мёртвой кошки». Размышление над коаном выводит практикующего за грани логики, где ум умолкает и наступает сатори (о нём мы поговорим в отдельной статье). Все три способа в конечном итоге сводятся к одному – сикантадза – простому сидению в дзадзен, без применения каких-то специальных техник. Однако данный способ довольно труден для новичков, поэтому автор статьи советует начать с трёх предыдущих.
Зачем практиковать дзадзен?
Данный вопрос не имеет смысла. Если есть «зачем», то это уже не практика дзадзен.
Основные ошибки, практикующих дзадзен
Помимо неправильных поз и эго, которое всюду пытается заработать бонусы, практикующий дзадзен может столкнуться с ещё одной проблемой. Она заключается в том, что никакого сатори не наступает, а мыслей как было много, так и остаётся. Однако мыслей в голове человека всегда появляется достаточно, просто когда вы танцуете в ночном клубе, работаете на огороде или смотрите фильм, вы не замечете, что в вашей голове происходит непрерывный процесс бесконтрольного думанья. В дзадзен все мысли видны и вы можете наглядно пронаблюдать, что собой представляет ваш ум. Не стоит отчаиваться или ждать каких-то результатов, просто практикуйте дзадзен 30-40 минут в день.
Дзадзен
Этот материал продолжает тему статьи дзен и подробно расскажет читателям нашего сайта о практике дзадзен, которая является основной в дзен-буддизме. Внешне и по стилю выполнения дзадзен напоминает классическую випассану. Но мотивы у этих практик отличаются, причём, по мнению некоторых дзен-буддистов, в корне.
Суть дзадзен заключается в простом делании практики, без каких-либо ожиданий. Как только вы начинаете замечать пользу в виде более спокойного ума, уменьшенного кровяного давления, а также частых вспышек сатори, которые вам приятны, – значит что-то идёт не так. Как говорит Кодо Саваки Роси: «Дзадзен не приносит ничего». Кодо Саваки также утверждает, что дзадзен следует практиковать тем, кто хочет выйти из безумия толпы. Автор этой статьи рекомендует эту практику тем, кто понял, что счастье, предлагаемое нам социумом, дуально и содержит в себе повод для несчастья. Дзадзен – способ выйти из бесконечных прыжков между счастьем и несчастьем, к тому же весь фокус состоит в том, что вы должны практиковать его ни на что не надеясь, не ставя никаких целей и не строя никаких ожиданий.
Как практиковать дзадзен?
Некоторые дзен-буддисты практикуют дзадзен в дзендо – специальной комнате для медитаций. Однако никаких особых условий для данной практики не нужно. Вы должны выспаться, чтобы не уснуть во время медитации, а также покушать, после чего выждать некоторые время, сходить в туалет и принять максимальные меры для того, чтобы вас ничто не отвлекало (телефон, соседи и т.д.). Основное отличие дзадзен от классической медитации – открытые глаза. Взгляд, практикующего дзадзен направлен вперёд и вниз. Не нужно что-то рассматривать, просто смотрите. Дзен-буддисты часто выбирают практиковать дзадзен, садясь перед стеной.
Дзадзен – сидячая практика. Способов сидеть в дзадзен несколько, но все они сводятся к тому, что выбранная вами поза должна быть максимально удобной. Вы можете сесть в позу лотоса или полулотос, но если при этом вы испытываете боли в связках, лучше просто сесть, скрестив ноги по-турецки. Живот и плечи следует расслабить, нос должен находиться на одной линии с пупком, а уши – с плечами. Кроме того, практикуя дзадзен, вы не должны надевать давящую одежду или пояса. Правило максимального удобства – тело не должно отвлекать вас от практики. Если вам неудобно сидеть в дзадзен, мы рекомендуем заняться хатха-йогой, чтобы излечить телесные недуги.
Дыхание играет в дзадзен ключевую роль. Дышать следует носом, глубоко и расслаблено. К тому же дыхание поможет вам очистить ум от мыслей. Так, например, для регулировки сознания можно применять методики сусокукан и дзуйсокукан. Первая заключается в том, что вы считаете вдохи от одного до десяти, вторая предполагает, что вы сливаетесь с вдохами и выдохами. Третий способ – коан, предусматривает, что вы сидите в дзадзен, размышляя над вопросом или утверждением, которое вам дал мастер. Пример такого утверждения: «Что такое действительность? Это голова мёртвой кошки». Размышление над коаном выводит практикующего за грани логики, где ум умолкает и наступает сатори (о нём мы поговорим в отдельной статье). Все три способа в конечном итоге сводятся к одному – сикантадза – простому сидению в дзадзен, без применения каких-то специальных техник. Однако данный способ довольно труден для новичков, поэтому автор статьи советует начать с трёх предыдущих.
Зачем практиковать дзадзен?
Данный вопрос не имеет смысла. Если есть «зачем», то это уже не практика дзадзен.
Основные ошибки, практикующих дзадзен
Помимо неправильных поз и эго, которое всюду пытается заработать бонусы, практикующий дзадзен может столкнуться с ещё одной проблемой. Она заключается в том, что никакого сатори не наступает, а мыслей как было много, так и остаётся. Однако мыслей в голове человека всегда появляется достаточно, просто когда вы танцуете в ночном клубе, работаете на огороде или смотрите фильм, вы не замечете, что в вашей голове происходит непрерывный процесс бесконтрольного думанья. В дзадзен все мысли видны и вы можете наглядно пронаблюдать, что собой представляет ваш ум. Не стоит отчаиваться или ждать каких-то результатов, просто практикуйте дзадзен 30-40 минут в день.