Вблизи пещерного города Эски-Кермен раскинулось живописное урочище Черкез-Кермен. Некогда здесь находилось одноименное селение, переименованное в послевоенные годы в село Крепкое. В 60 годах прошлого века, в период укрупнения сельских районов в Крыму, это село было ликвидировано, и теперь на его территории располагаются частные владения. В западной части урочища, надежно скрытый от людских глаз, находится небольшой мыс-останец Кильсе-Кая («церковная скала»). Он имеет довольно необычную форму, поэтому туристы прозвали его Череп: два грота – результат выветривания скальных пород в юго-западной оконечности мыса, издали напоминают глазницы, делая скалу похожей на человеческий лик. Внутри скалы находится одно из самых загадочных сооружений средневековья – Храм Донаторов в Крыму, прославившийся своей уникальной фресковой росписью.
До сих пор доподлинно неизвестно кем и для каких целей был построен этот необычный храм. Местоположение церкви, её название, исторические и религиозные персонажи, изображенные на стенах храма, – все это частично приоткрывает завесу средневековой тайны и выявляет уникальное предназначение, которое даровали храму его создатели.
Для начала отметим одну важную деталь: скала, в которой располагается храм, надежно скрыта от посторонних глаз среди густых зарослей. Множество тропок, петляющих по склонам ущелья Черкез-Кермен, уводят путника от священного места. Некоторые из них кажутся непроходимыми, но если преодолеть несколько крутых спусков и подъемов, и выйти к верховьям ущелья, окажешься в зеленой долине, откуда хорошо видно отполированный ветрами и солнцем «лоб» скалы-останца, с деревянным крестом на вершине. Если подойти ближе – можно рассмотреть среди деревьев два грота, зияющих в скальном массиве и с любопытством «вглядывающихся» вдаль: «Кто к нам в гости на этот раз?». Темные гроты-«глаза» сразу же проникают в душу, и по спине бежит холодок: а ведь не зря скалу называют Черепом…
Внутри этого «черепа» находится знаменитый Храм Донаторов, будто специально спрятанный с противоположной стороны скалы. Чтобы попасть на её вершину, необходимо обойти останец справа, двигаясь по еле заметной тропке. Тропа выводит на тенистую поляну, на которой туристы любят ставить палатки. Повернув чуть левее, она круто уходит вверх. Высеченные в скале ступеньки, ведущие к храму, некогда дополнялись деревянными висячими мостками. Немного усилий – и оказываешься на вершине скалы.
Вход в храм не так-то легко заметить. Он спрятан недалеко от расселины, расколовшей скалу надвое. В правом «осколке» находится сам храм, в левом – его усыпальница. Между ними проходит необычайно ветхий деревянный мостик. Лучше оставить его и пройти к храму по небольшому скальному уступу. Вход в храм в настоящее время загорожен железной решеткой, но остается открытым для посетителей.
Храм Донаторов на карте Крыма выглядит как небольшая точка вблизи пещерного города Эски-Кермен. При этом помещение храма, в отличие от других подобных сооружений пещерного Крыма, и вовсе кажется миниатюрным – комнатушка два на три метра, однако внутри этой неприметной скальной базилики скрыто много интересных деталей. В южной части церкви находится окошко, освещающее остатки большой фрески на противоположной стене и алтарную апсиду справа. От былого убранства храма сейчас мало что осталось – всюду высечены каменные лавки, в стенах можно заметить ниши, вероятно, для икон или лампадок, возле северной стены виднеется остаток колонны. Посещающие древний храм верующие оставили здесь множество икон и свечей, что добавило жизни в эту заброшенную обитель Бога.
На иссеченных временем стенах проступает еле заметная фресковая роспись. Сейчас трудно оценить по нескольким плохо сохранившимся фрагментам те великолепные картины, которые когда-то украшали стены храма. В 70 годах большая часть из них была облита черной краской; спустя 30 лет фрески частично реставрировали, однако от их былой красоты мало что осталось. Фрески располагаются на штукатурке в два слоя, причем изображения первого слоя не везде совпадают с росписью второго.
Самая большая фреска некогда покрывала северную стену храма-базилики. Здесь видны остатки фигур Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца. Удивительно, но хорошо сохранившаяся часть фрески, изображающая Георгия, была похищена – роспись довольно профессионально подрубили, предварительно заклеив её холстом, чтобы сохранить ценный рисунок. Рядом с фигурой Дмитрия находится еще одна, изображающая всадника на коне с копьем в руке.
В западной части храма видны две загадочные фигуры, между которыми, по предположению исследователей, изображен Иисус Христос. Бородатый мужчина и женщина с кокошником не имеют нимбов над головами и вероятно являются покровителями или спонсорами храма (от лат. donator – «человек, приносящий дар», «даритель»). Отсюда и его необычное название. Ранее такими дарителями выступали богатые, чаще всего княжеские, семьи или феодалы, владеющие большими земельными наделами. Рядом с «церковной скалой», на плато Топшан найдены остатки большого родового поместья. Может быть, маленькая горная базилика выступала чем-то вроде семейного храма? Этого мы уже не узнаем. Однако историки полагают, что донаторами храма являлся князь Феодоро с женой, который основал легендарное княжество, названное в его честь, а сам храм построен в период с XII по XV вв.
Фресками расписаны не только стены, но и потолок храма – библейские картины перемежаются искусным тончайшим орнаментом. Однако самым загадочным является изображение в восточной части храма – здесь над престолом, в апсиде изображен младенец, лежащий в чаше. По бокам от него стоят 5 святых со свитками в руках. Эта чаша не что иное как Священный Грааль или Золотая колыбель, которая, как свидетельствуют многие мистические истории, до сих пор находится где-то в Крыму, и именно её более 60 лет назад безуспешно разыскивали представители легендарной секретной организации Аненербе. Эта фреска поистине уникальна, подобная ей находится в одном из сербских храмов в Сопочанах. Именно она может пролить свет на многовековую тайну, которая связана со многими религиозными легендами и имеет глубокие эзотерические корни. Святой Грааль символизирует вечную жизнь, может даровать прощение грехов и бессмертие тому, кто найдет его. Увлеченные данной темой эзотерики склоняются к мысли, что эта священная чаша не имеет материального выражения и является своеобразным символом обретения себя, которое в восточной традиции называют «просветлением».
После посещения храма можно отправиться к деревянному кресту. Отсюда, с вершины скалы, открываются невероятно красивые, завораживающие своей первозданностью картины. В этом тихом месте хочется замереть, впитать в себя эту удивительную тишину, разлитую в долине, оставить глубоко внутри моменты гармонии, посетившие тебя в удивительном Храме Донаторов – быть может, самом необычном месте в мире, затерявшемся где-то в сердце Крыма…
Автор: Жанна Шишкова
47.jpg
Вблизи пещерного города Эски-Кермен раскинулось живописное урочище Черкез-Кермен. Некогда здесь находилось одноименное селение, переименованное в послевоенные годы в село Крепкое. В 60 годах прошлого века, в период укрупнения сельских районов в Крыму, это село было ликвидировано, и теперь на его территории располагаются частные владения. В западной части урочища, надежно скрытый от людских глаз, находится небольшой мыс-останец Кильсе-Кая («церковная скала»). Он имеет довольно необычную форму, поэтому туристы прозвали его Череп: два грота – результат выветривания скальных пород в юго-западной оконечности мыса, издали напоминают глазницы, делая скалу похожей на человеческий лик. Внутри скалы находится одно из самых загадочных сооружений средневековья – Храм Донаторов в Крыму, прославившийся своей уникальной фресковой росписью.
До сих пор доподлинно неизвестно кем и для каких целей был построен этот необычный храм. Местоположение церкви, её название, исторические и религиозные персонажи, изображенные на стенах храма, – все это частично приоткрывает завесу средневековой тайны и выявляет уникальное предназначение, которое даровали храму его создатели.
Для начала отметим одну важную деталь: скала, в которой располагается храм, надежно скрыта от посторонних глаз среди густых зарослей. Множество тропок, петляющих по склонам ущелья Черкез-Кермен, уводят путника от священного места. Некоторые из них кажутся непроходимыми, но если преодолеть несколько крутых спусков и подъемов, и выйти к верховьям ущелья, окажешься в зеленой долине, откуда хорошо видно отполированный ветрами и солнцем «лоб» скалы-останца, с деревянным крестом на вершине. Если подойти ближе – можно рассмотреть среди деревьев два грота, зияющих в скальном массиве и с любопытством «вглядывающихся» вдаль: «Кто к нам в гости на этот раз?». Темные гроты-«глаза» сразу же проникают в душу, и по спине бежит холодок: а ведь не зря скалу называют Черепом…
Внутри этого «черепа» находится знаменитый Храм Донаторов, будто специально спрятанный с противоположной стороны скалы. Чтобы попасть на её вершину, необходимо обойти останец справа, двигаясь по еле заметной тропке. Тропа выводит на тенистую поляну, на которой туристы любят ставить палатки. Повернув чуть левее, она круто уходит вверх. Высеченные в скале ступеньки, ведущие к храму, некогда дополнялись деревянными висячими мостками. Немного усилий – и оказываешься на вершине скалы.
Вход в храм не так-то легко заметить. Он спрятан недалеко от расселины, расколовшей скалу надвое. В правом «осколке» находится сам храм, в левом – его усыпальница. Между ними проходит необычайно ветхий деревянный мостик. Лучше оставить его и пройти к храму по небольшому скальному уступу. Вход в храм в настоящее время загорожен железной решеткой, но остается открытым для посетителей.
Храм Донаторов на карте Крыма выглядит как небольшая точка вблизи пещерного города Эски-Кермен. При этом помещение храма, в отличие от других подобных сооружений пещерного Крыма, и вовсе кажется миниатюрным – комнатушка два на три метра, однако внутри этой неприметной скальной базилики скрыто много интересных деталей. В южной части церкви находится окошко, освещающее остатки большой фрески на противоположной стене и алтарную апсиду справа. От былого убранства храма сейчас мало что осталось – всюду высечены каменные лавки, в стенах можно заметить ниши, вероятно, для икон или лампадок, возле северной стены виднеется остаток колонны. Посещающие древний храм верующие оставили здесь множество икон и свечей, что добавило жизни в эту заброшенную обитель Бога.
На иссеченных временем стенах проступает еле заметная фресковая роспись. Сейчас трудно оценить по нескольким плохо сохранившимся фрагментам те великолепные картины, которые когда-то украшали стены храма. В 70 годах большая часть из них была облита черной краской; спустя 30 лет фрески частично реставрировали, однако от их былой красоты мало что осталось. Фрески располагаются на штукатурке в два слоя, причем изображения первого слоя не везде совпадают с росписью второго.
Самая большая фреска некогда покрывала северную стену храма-базилики. Здесь видны остатки фигур Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца. Удивительно, но хорошо сохранившаяся часть фрески, изображающая Георгия, была похищена – роспись довольно профессионально подрубили, предварительно заклеив её холстом, чтобы сохранить ценный рисунок. Рядом с фигурой Дмитрия находится еще одна, изображающая всадника на коне с копьем в руке.
В западной части храма видны две загадочные фигуры, между которыми, по предположению исследователей, изображен Иисус Христос. Бородатый мужчина и женщина с кокошником не имеют нимбов над головами и вероятно являются покровителями или спонсорами храма (от лат. donator – «человек, приносящий дар», «даритель»). Отсюда и его необычное название. Ранее такими дарителями выступали богатые, чаще всего княжеские, семьи или феодалы, владеющие большими земельными наделами. Рядом с «церковной скалой», на плато Топшан найдены остатки большого родового поместья. Может быть, маленькая горная базилика выступала чем-то вроде семейного храма? Этого мы уже не узнаем. Однако историки полагают, что донаторами храма являлся князь Феодоро с женой, который основал легендарное княжество, названное в его честь, а сам храм построен в период с XII по XV вв.
Фресками расписаны не только стены, но и потолок храма – библейские картины перемежаются искусным тончайшим орнаментом. Однако самым загадочным является изображение в восточной части храма – здесь над престолом, в апсиде изображен младенец, лежащий в чаше. По бокам от него стоят 5 святых со свитками в руках. Эта чаша не что иное как Священный Грааль или Золотая колыбель, которая, как свидетельствуют многие мистические истории, до сих пор находится где-то в Крыму, и именно её более 60 лет назад безуспешно разыскивали представители легендарной секретной организации Аненербе. Эта фреска поистине уникальна, подобная ей находится в одном из сербских храмов в Сопочанах. Именно она может пролить свет на многовековую тайну, которая связана со многими религиозными легендами и имеет глубокие эзотерические корни. Святой Грааль символизирует вечную жизнь, может даровать прощение грехов и бессмертие тому, кто найдет его. Увлеченные данной темой эзотерики склоняются к мысли, что эта священная чаша не имеет материального выражения и является своеобразным символом обретения себя, которое в восточной традиции называют «просветлением».
После посещения храма можно отправиться к деревянному кресту. Отсюда, с вершины скалы, открываются невероятно красивые, завораживающие своей первозданностью картины. В этом тихом месте хочется замереть, впитать в себя эту удивительную тишину, разлитую в долине, оставить глубоко внутри моменты гармонии, посетившие тебя в удивительном Храме Донаторов – быть может, самом необычном месте в мире, затерявшемся где-то в сердце Крыма…
Автор: Жанна Шишкова