Данная статья рассказывает о таком понятии как «дхарма» простым языком, доступным для человека, никогда не изучавшего индуистскую философию. Да, конечно, приверженцы ортодоксальных дхармических религий (индуизм, джайнизм буддизм, сикхизм) могут найти в этой статье массу неточностей, но давайте спросим, ладят ли представители данных учений друг с другом. Да что там, даже внутри одного учения очень часто возникают разногласия из-за того, что такова природа ума человека. Автор искренне надеется лишь на одно – тот, кто прочтёт данную статью, освободится от власти слова «дхарма» и, возможно, после этого начнёт следовать путём дхармы.
Что такле дхарма?
Итак, что же понимают под словом «дхарма» в современном мире? Прежде всего, дхарма – это то, что одухотворяет нас и пространство вокруг нас. При этом дхарма – это своеобразный долг перед Богом, Родом, нацией и самой природой человека и всего живого. Дхарма – это также ваши способности, которые могут сделать мир совершеннее, то есть то, в чём вы потенциально являетесь мастером, возможно даже не зная об этом. Придерживаться дхармы – значит придерживаться нравственных законов, которые вы должны чувствовать сами (на более поздних уровнях) или черпать их из мудрости вашего Рода. Различают четыре уровня дхармы:
- Вишва-дхарма – следование законам Бога и природы.
- Дэша-дхарма – следование законам социума, в котором вы живёте, и нации, с которой себя отождествляете.
- Кутумба-дхарма – обязанности перед семьёй и предками.
- Сва-дхарма – обязанности перед собой (слежение за качеством пищи и здоровьем своего тела).
Считается, что в эпоху Кали-юги, в которой мы сейчас живем, в головах людей всё перемешалось, и они стали прежде всего заботится о себе, о семье вспоминать урывками, а про Бога и нацию и говорить нечего. Но, друзья, давайте будем честными, о себе люди тоже не заботятся, потребляя еду ужасного качества и задумываясь о здоровье, только когда их припрут к стенке болезни. Но не будем о грустном. Как видно, понятие «дхарма» весьма объёмное, и объяснить его одним предложением не получится.
Кутумба-дхарма
У мистика Ошо есть замечательное высказывание о том, что лучше включить свет, чем по памяти двигаться на ощупь в комнате, полной мебели. При этом комната, полная мебели ещё хороший вариант, так как она статична, а мир живой и никак не может подчиняться человеческим нормам и вписываться в догматы. Поэтому следовать нормам общества и семьи – это замечательно, но лучше, чтобы вы сами чувствовали эти нормы. Например, у общества есть законы: не убивай, не воруй, не насилуй, было бы отлично, чтобы вам самому этого не хотелось. Тогда внешне будет казаться, что вы следуете этим законам, но на самом деле это будут ваши законы, которые просто схожи с общественными. Для того чтобы достичь такого уровня, одному человеку понадобятся годы, другому – десятилетия, но простая зубрёжка законов, почерпнутых хоть из Вед, хоть из Библии, не принесёт должных результатов. Это будет не ваше, а принесённое извне и буквально в первой же нестандартной ситуации вы растеряетесь, так как не будете знать, каким разделом и из какой книги руководствоваться.
Сва-дхарма, Дэша-дхарма
С четвёртым уровнем дхармы – сва-дхармой – всё одновременно и проще, и сложнее. С одной стороны, все мы легко можем найти методички по правильному питанию, занятию спортом и оптимальному распорядку дня. Если они и различаются между собой, то весьма незначительно, ведь ни одна из них не скажет вам, что нужно кушать майонез, хот-доги, пить «Кока-колу» или водку. Но многие ли следуют рекомендациям, описанным в этих методичках? В лучшем случае пара человек из тысячи. Это происходит потому, что в сознании человека творится хаос, и он охотнее станет кушать вредную пищу и пить пиво, потому что так делают его друзья, чем в одиночку придерживаться норм здорового питания. Здесь мы, опять же, не должны забывать и о кутумба-дхарме, которая связывает нас тесными обязательствами с семьёй. А если в семье перед обедом принято употреблять сто грамм водки для аппетита?
Можно придумать множество таких примеров, когда слепое следование догматам вредит человеку, и только свет осознанности может помочь ему найти свой личный путь дхармы. Пока вы не познаете свою природу, будут возникать бесконечные вопросы о том, как поступать в той или иной ситуации, нужно ли вам быть одиноким, но трезвым, или следует дружить с ребятами из подъезда и пить пиво. Если выбрать одиночество, то не скажется ли сопутствующая ему грусть на том, как вы будете двигаться по духовному пути? Все эти вопросы – лабиринт ума, в котором легко потеряться. Но ответы на них не нужны тому, кто познал свою истинную природу.
Вишва-дхарма
И напоследок стоит сказать о первом уровне дхармы – вишва-дхарме, то есть обязанностями перед Богом и природой. Что бы вам ни говорили жрецы о том, как полезны в духовном плане работы на благо храма, что пожертвования превращаются в накопленные заслуги – это лишь их фантазия. Да, доброе и бескорыстное дело может наполнить вас светлыми и радостными чувствами, но не более того. Стать тем, для кого такие дела норма – лучше, чем пытаться соответствовать образу хорошего и богобоязненного человека. Если же говорить о законах природы, нарушить их весьма проблематично. Попробуйте обойти гравитацию или нарисовать две пересекающиеся параллельные прямые. Здесь нужно понимать, что законы природы – это не то же, что догмы, придуманные людьми в процессе наблюдения за природой.
Лучший и непосредственный путь постижения дхармы – практика медитации. Забудьте, хотя бы на десять минут, всё, чему вас учили и возьмите пару уроков жизни у дерева, кошки или мотылька. Прекратите попытки выяснить значение очередного ярлыка, будь то Бог, Истина, карма или дхарма, и посмотрите вглубь себя – на того, кто хочет узнать их значение. На духовном пути всегда полезнее искать того, кто спрашивает, чем добиваться ответа на вопрос. Если вы поймёте, кто вы, для вас останется лишь один путь – путь дхармы.
Дхарма
Данная статья рассказывает о таком понятии как «дхарма» простым языком, доступным для человека, никогда не изучавшего индуистскую философию. Да, конечно, приверженцы ортодоксальных дхармических религий (индуизм, джайнизм буддизм, сикхизм) могут найти в этой статье массу неточностей, но давайте спросим, ладят ли представители данных учений друг с другом. Да что там, даже внутри одного учения очень часто возникают разногласия из-за того, что такова природа ума человека. Автор искренне надеется лишь на одно – тот, кто прочтёт данную статью, освободится от власти слова «дхарма» и, возможно, после этого начнёт следовать путём дхармы.
Что такле дхарма?
Итак, что же понимают под словом «дхарма» в современном мире? Прежде всего, дхарма – это то, что одухотворяет нас и пространство вокруг нас. При этом дхарма – это своеобразный долг перед Богом, Родом, нацией и самой природой человека и всего живого. Дхарма – это также ваши способности, которые могут сделать мир совершеннее, то есть то, в чём вы потенциально являетесь мастером, возможно даже не зная об этом. Придерживаться дхармы – значит придерживаться нравственных законов, которые вы должны чувствовать сами (на более поздних уровнях) или черпать их из мудрости вашего Рода. Различают четыре уровня дхармы:
Считается, что в эпоху Кали-юги, в которой мы сейчас живем, в головах людей всё перемешалось, и они стали прежде всего заботится о себе, о семье вспоминать урывками, а про Бога и нацию и говорить нечего. Но, друзья, давайте будем честными, о себе люди тоже не заботятся, потребляя еду ужасного качества и задумываясь о здоровье, только когда их припрут к стенке болезни. Но не будем о грустном. Как видно, понятие «дхарма» весьма объёмное, и объяснить его одним предложением не получится.
Кутумба-дхарма
У мистика Ошо есть замечательное высказывание о том, что лучше включить свет, чем по памяти двигаться на ощупь в комнате, полной мебели. При этом комната, полная мебели ещё хороший вариант, так как она статична, а мир живой и никак не может подчиняться человеческим нормам и вписываться в догматы. Поэтому следовать нормам общества и семьи – это замечательно, но лучше, чтобы вы сами чувствовали эти нормы. Например, у общества есть законы: не убивай, не воруй, не насилуй, было бы отлично, чтобы вам самому этого не хотелось. Тогда внешне будет казаться, что вы следуете этим законам, но на самом деле это будут ваши законы, которые просто схожи с общественными. Для того чтобы достичь такого уровня, одному человеку понадобятся годы, другому – десятилетия, но простая зубрёжка законов, почерпнутых хоть из Вед, хоть из Библии, не принесёт должных результатов. Это будет не ваше, а принесённое извне и буквально в первой же нестандартной ситуации вы растеряетесь, так как не будете знать, каким разделом и из какой книги руководствоваться.
Сва-дхарма, Дэша-дхарма
С четвёртым уровнем дхармы – сва-дхармой – всё одновременно и проще, и сложнее. С одной стороны, все мы легко можем найти методички по правильному питанию, занятию спортом и оптимальному распорядку дня. Если они и различаются между собой, то весьма незначительно, ведь ни одна из них не скажет вам, что нужно кушать майонез, хот-доги, пить «Кока-колу» или водку. Но многие ли следуют рекомендациям, описанным в этих методичках? В лучшем случае пара человек из тысячи. Это происходит потому, что в сознании человека творится хаос, и он охотнее станет кушать вредную пищу и пить пиво, потому что так делают его друзья, чем в одиночку придерживаться норм здорового питания. Здесь мы, опять же, не должны забывать и о кутумба-дхарме, которая связывает нас тесными обязательствами с семьёй. А если в семье перед обедом принято употреблять сто грамм водки для аппетита?
Можно придумать множество таких примеров, когда слепое следование догматам вредит человеку, и только свет осознанности может помочь ему найти свой личный путь дхармы. Пока вы не познаете свою природу, будут возникать бесконечные вопросы о том, как поступать в той или иной ситуации, нужно ли вам быть одиноким, но трезвым, или следует дружить с ребятами из подъезда и пить пиво. Если выбрать одиночество, то не скажется ли сопутствующая ему грусть на том, как вы будете двигаться по духовному пути? Все эти вопросы – лабиринт ума, в котором легко потеряться. Но ответы на них не нужны тому, кто познал свою истинную природу.
Вишва-дхарма
И напоследок стоит сказать о первом уровне дхармы – вишва-дхарме, то есть обязанностями перед Богом и природой. Что бы вам ни говорили жрецы о том, как полезны в духовном плане работы на благо храма, что пожертвования превращаются в накопленные заслуги – это лишь их фантазия. Да, доброе и бескорыстное дело может наполнить вас светлыми и радостными чувствами, но не более того. Стать тем, для кого такие дела норма – лучше, чем пытаться соответствовать образу хорошего и богобоязненного человека. Если же говорить о законах природы, нарушить их весьма проблематично. Попробуйте обойти гравитацию или нарисовать две пересекающиеся параллельные прямые. Здесь нужно понимать, что законы природы – это не то же, что догмы, придуманные людьми в процессе наблюдения за природой.
Лучший и непосредственный путь постижения дхармы – практика медитации. Забудьте, хотя бы на десять минут, всё, чему вас учили и возьмите пару уроков жизни у дерева, кошки или мотылька. Прекратите попытки выяснить значение очередного ярлыка, будь то Бог, Истина, карма или дхарма, и посмотрите вглубь себя – на того, кто хочет узнать их значение. На духовном пути всегда полезнее искать того, кто спрашивает, чем добиваться ответа на вопрос. Если вы поймёте, кто вы, для вас останется лишь один путь – путь дхармы.