Говоря о способе пробуждения (просветления) в традиции дзен, употреблять слово «практики» неправильно. Наиболее верным будет определение «дзен-действия». Конечно, в дзенских монастырях даётся много практик, среди которых весьма известна дзадзен, ранее описанная на страницах сайта Клуба «Неизведанный Мир». Однако фактически любая практика дзен сводится к действию, совершаемому в данный момент.
Дзенская поговорка гласит, что до просветления ученик колет дрова и носит воду, а после просветления он также колет дрова и носит воду. Нужно просто делать что-то, пребывая в этом действии целиком. Современный мир – с его бешеным темпом, непрерывным общением в интернете и постоянными планами на завтра – раздёргивает человека, превращая пространство его ума в нескончаемый поток мыслей. Современная рекламная индустрия борется за внимание потребителя, всеми силами норовя вовлечь его в мыслительный поток, ведущий к покупке товара или услуги.
Смысл дзен-практики в том, что всё это многообразие должно исчезнуть на фоне действия. Нужно полностью погрузиться в то, что мы делаем. Не важно, что это за действие – общение, созерцание, ходьба, сидение, бег или рисование – для практикующего существует только оно. Полностью сосредотачиваясь на действии, мы отбрасываем тревоги и печали, гнев и смятение, заботы и зависть. Это может показаться слишком простым, да оно и кажется таким, ведь ум требует шоу, но в этой простоте есть нечто великое.
Большую часть времени бодрствования человек пребывает в водовороте планов, слов, мыслей, чувств, звуков и встреч. Нужно просто остановиться и сделать вдох, став полностью этим вдохом, – и вы обнаружите, что водоворот исчез. Суть в том, что нужно сосредоточиться на одном действии, а все остальные «игрушки» спрятать в шкаф. Можно даже визуализировать этот процесс на начальных этапах, пусть это и будет относиться не к дзен, а к техникам визуализации. Нужно смаковать каждый кусочек ощущения во время принятия душа, максимально вчувствоваться во вкус пищи во время еды. А когда вы собрались написать кому-то сообщение – нужно вложить в это действие всю свою душу, самому став при этом данным сообщением. Есть только практикующий и действие. Весь остальной мир остаётся на заднем плане в виде декораций.
Шюнрю Судзуки говорил о том, что дзен – это не способ увлечь себя какой-либо идеей или шоу, а концентрация на ежедневной рутине. Практиковать такой дзен непросто, потому зачастую дзенствующие люди изучают историю дзен и посещают одного мастера за другим. Ничего предосудительного в этом нет, главное, чтобы в погоне за внешними атрибутами практикующие не прекратили погружаться в действие.
Дзен практики
Говоря о способе пробуждения (просветления) в традиции дзен, употреблять слово «практики» неправильно. Наиболее верным будет определение «дзен-действия». Конечно, в дзенских монастырях даётся много практик, среди которых весьма известна дзадзен, ранее описанная на страницах сайта Клуба «Неизведанный Мир». Однако фактически любая практика дзен сводится к действию, совершаемому в данный момент.
Дзенская поговорка гласит, что до просветления ученик колет дрова и носит воду, а после просветления он также колет дрова и носит воду. Нужно просто делать что-то, пребывая в этом действии целиком. Современный мир – с его бешеным темпом, непрерывным общением в интернете и постоянными планами на завтра – раздёргивает человека, превращая пространство его ума в нескончаемый поток мыслей. Современная рекламная индустрия борется за внимание потребителя, всеми силами норовя вовлечь его в мыслительный поток, ведущий к покупке товара или услуги.
Смысл дзен-практики в том, что всё это многообразие должно исчезнуть на фоне действия. Нужно полностью погрузиться в то, что мы делаем. Не важно, что это за действие – общение, созерцание, ходьба, сидение, бег или рисование – для практикующего существует только оно. Полностью сосредотачиваясь на действии, мы отбрасываем тревоги и печали, гнев и смятение, заботы и зависть. Это может показаться слишком простым, да оно и кажется таким, ведь ум требует шоу, но в этой простоте есть нечто великое.
Большую часть времени бодрствования человек пребывает в водовороте планов, слов, мыслей, чувств, звуков и встреч. Нужно просто остановиться и сделать вдох, став полностью этим вдохом, – и вы обнаружите, что водоворот исчез. Суть в том, что нужно сосредоточиться на одном действии, а все остальные «игрушки» спрятать в шкаф. Можно даже визуализировать этот процесс на начальных этапах, пусть это и будет относиться не к дзен, а к техникам визуализации. Нужно смаковать каждый кусочек ощущения во время принятия душа, максимально вчувствоваться во вкус пищи во время еды. А когда вы собрались написать кому-то сообщение – нужно вложить в это действие всю свою душу, самому став при этом данным сообщением. Есть только практикующий и действие. Весь остальной мир остаётся на заднем плане в виде декораций.
Шюнрю Судзуки говорил о том, что дзен – это не способ увлечь себя какой-либо идеей или шоу, а концентрация на ежедневной рутине. Практиковать такой дзен непросто, потому зачастую дзенствующие люди изучают историю дзен и посещают одного мастера за другим. Ничего предосудительного в этом нет, главное, чтобы в погоне за внешними атрибутами практикующие не прекратили погружаться в действие.