Контактная импровизация

Контактная импровизация (КИ) – это спонтанный танец, который возникает между двумя партнерами и строится вокруг импровизированной «точки контакта» с телом другого человека.  Вы не найдете в ней четких, заученных движений, как в классических танцах, или специальных упражнений. КИ – это танцевальная импровизация, уникальный перформанс, создаваемый в настоящем моменте без предварительной подготовки. Танцующие поддерживают, прикасаются друг к другу, крутятся, качаются, перекатываются, отскакивают и перепрыгивают друг через друга, используя инерцию, гравитацию и баланс. Наблюдая за движениями своего тела и полностью отдаваясь ему, люди впадают в своеобразное медитативное состояние, которое превращает контактную импровизацию в оздоравливающую духовную практику. 

Создателем контактной импровизации является Стив Пэкстон – американский хореограф и исследователь танца. В 1972 году он представил широкой публике танцевальное выступление «Магний», во время которого танцоры сталкивались друг с другом, запрыгивали на партнеров, касались и бросали их. Телесное взаимодействие людей во время представления продолжилось рядом экспериментов. Стив собрал команду из 15 атлетов, которые ежедневно репетировали в одной из нью-йоркских галерей по пять часов в течение недели, пытаясь узнать, какие силы возникают в теле при взаимной поддержке, обмене весом, подъемах и падениях. Именно эти тренировки, призванные полнее раскрыть телесные коммуникации, возникшие в «Магние», получили название контактная импровизация.

В настоящее время сеансы контактной импровизации проводятся не только в форме перформанса (творческого представления), но и в виде «джемов», на которых люди танцуют или наблюдают за практикующими. В КИ отсутствует понятие «сцена» и «зрители». Презентация всегда происходит в неформальной обстановке, кто-то начинает двигаться, кто-то в это же время наблюдает за происходящим. Затем присутствующие меняются ролями, смена роли может произойти в любой момент.

Существует также контактная импровизация на веревках, когда движения совершаются в воздухе при помощи снаряжения для дюльфера. Этот необычный вид КИ Клуб «Неизведанный Мир» предлагает опробовать всем желающим в стационарном лагере на мысе Тарханкут. Контактная импровизация на веревках дает больше свободы практикующим, у человека возникает доверие к партнеру и тем движениям, которые он совершает, появляется ощущение полета, тела обоих танцоров создают в воздухе красивые фигуры.

В контактной импровизации могут участвовать одновременно несколько человек, два разнополых или однополых партнера. Практикующий может также танцевать один, используя в качестве точки контакта стулья, стены или пол. Для занятий контактной импровизацией нужна свободная, не сковывающая движений одежда. Как правило, люди танцуют босиком. Все что может помешать свободному танцу (украшения, часы, лишнюю одежду) необходимо снять.

Принципы контактной импровизации

Чтобы полнее понять суть данной практики, перечислим некоторые из принципов контактной импровизации:

  • Точка контакта. Как вы уже поняли, движения партнеров вращаются вокруг так называемой "точки контакта». Если она смещается, происходит и смена действий партнеров. Возникающий танец зависит лишь от ощущений танцующих, их умения слушать друг друга. При этом они могут продолжать искать взаимную опору или прекратить физический контакт.
  • Тактильное чувство. Один человек должен чувствовать другого кожей, использовать всю поверхность своего тела для продолжения танца и поддержания веса партнера. В зависимости от ситуации, тело должно быть максимально напряжено или расслаблено.
  • Перетекание. Во время КИ человек может последовательно задействовать любую из частей своего тела, одновременно двигаясь в разных направлениях. Смещение веса на различные участки тела не только расширяет импровизационные возможности танца, но и значительно смягчает перекаты и возможные падения.
  • Движение изнутри. Основная доля внимания во время практики должна быть сосредоточена на внутренних ощущениях, и лишь малая его часть – на движении тела в пространстве. Движение исходит изнутри и полностью поглощает ваше внимание. Концентрируя внимание внутри своего тела, вы сможете не только ощутить тончайшие изменения веса и положения в пространстве, но и обеспечить максимальную безопасность себе и партнеру.  
  • Полное использование окружающего пространства. Вы можете двигаться в пространстве как угодно, выстраивая своим телом замысловатые траектории и линии. Это не только раскрепостит вашу психику и тело, но и значительно облегчит процесс КИ. Так, подъем по дуге поможет дополнительно разгрузить вес вашего тела и тела партнера, падение по дугообразной траектории значительно уменьшит силу возможного падения.
  • Нахождение в потоке. Ваши движения идут по инерции, ваше тело подчиняется силам гравитации и находится в беспрерывном потоке движения. Когда человек не пытается контролировать танец, он полностью увлекает его, становится непредсказуемым, а значит, интересным. 
  • Неформальная обстановка. Танцор в контактной импровизации – это обычный человек, которому не чуждо все естественное. Для него не существует различий между танцевальными и повседневными движениями. Все участники КИ могут в любое время причесаться, поправить свою одежду, выпить воды; они смеются, кашляют, радуются, т.е. ведут себя максимально естественно.
  • Спонтанный танец. Участники КИ могут последовательно меняться своими партнерами, создавать хореографические трио или большие группы, непрерывно взаимодействуя с каждым из танцующих. Танец в контактной импровизации просто случается, тело движется свободно, вызывая появление тех или иных эмоций.
  • «Физика» тела. Контактная импровизация – это чистейшая «физика» тела. Не нужно привносить в нее свою сексуальность и отношение к партнеру.

Учитесь доверять себе и своему партнеру, не бойтесь упасть или поскользнуться, полностью отдайтесь танцу, пусть ваш ум продолжает «говорить», станьте движением, войдите в состояние потока. И тогда ваша практика КИ превратится в сеанс психотерапии, духовное, исцеляющее занятие.

Автор: Жанна Шишкова

Оценить статью: 
Average: 3 (3 votes)
No comments yet

Добавить комментарий