Если вы – новичок, лишь недавно начавший всерьёз интересоваться йогой, мы знаем, какой невероятный сумбур из определений, названий и терминов (зачастую – на абракадабре санскрита!), уже воцарился в вашей голове! Чтобы облегчить вам жизнь, исключить различные разночтения и обезопасить вас от полуграмотных дельцов, нередко предлагающих свои услуги в качестве инструкторов по йоге, мы постараемся эти знания упорядочить и доходчиво вам изложить. Поверьте, ничего сложного здесь нет! Сегодня, продолжая цикл статей о йоге, мы попробуем разобраться в очередных терминологических тонкостях, связанных с её практикой. Итак...
Классическую йогу, которая базируется на «Йога-Сутрах» Свами Патанджали, также называют раджа-йога (царская йога) или аштанга-йога (восьмиступенчатая йога). В её практике насчитывают восемь уровней (или ступеней), осваивать которые следует поэтапно, один за другим, не забегая вперёд. Когда-то автор этой статьи написал такие слова: «Подлинная йога представляет собою долгий и увлекательный путь, который, ступень за ступенью, ведёт тебя от совершенства тела - к совершенству духа. И далее, от совершенства духа - к совершенству твоей Души. Причём, главное тут - преодолевать ступень за ступенью, не перепрыгивая через две разом: яма, нияма, асана, пранаяма... и дальше, всё выше и выше! Очертя голову бросаться в высшую йогу, пренебрегая ежедневной духовной дисциплиной и физическим аспектом развития - всё равно, что покрывать свежей краской стены гнилого ветхого дома». Поэтому-то автору и сомнительны любые рассуждения о собственном «Освобождении», «Просветлении» и пр. из уст тех, кто никогда не слыхал об их непременных этапах (числом – восемь), досконально описанных ещё в глубокой древности.
Итак, к восьми ступеням аштанга-йоги относятся:
- яма – морально-этические нормы повседневного поведения йогина, самоограничения;
- нияма – следования определённым предписаниям по части духовных практик;
- асана – достижение гармонии ума и тела через физическую активность;
- пранаяма – особый контроль дыхания, закрепляющий тот же результат;
- пратьяхара – разотождествление собственных чувств и их объектов;
- дхарана – осознанная концентрация, сосредоточенность ума;
- дхьяна (также – дхиана) – медитация;
- самадхи – освобождение из плена иллюзий, блаженство осознания истинной Сути бытия.
Разбор и разъяснение смысла каждого из этих понятий, пожалуй, может послужить темой ещё для нескольких познавательных статей, которые мы в ближайшее время предложим вашему вниманию. Сегодня же мы хотим только их обозначить и подчеркнуть, что их ровно восемь – не больше, и не меньше! Кстати говоря, если быть уж совершенно точными в определениях, то первые четыре ступени обычно относят к хатха-йоге, а последующие четыре – к «высшей» йоге, или собственно раджа-йоге.
Впрочем, наши современники, чрезмерно любящие краткость речи (пусть даже и чреватую терминологической путаницей), под «аштанга-йогой» или, хуже того, просто «аштангой» часто подразумевают практику аштанга-виньяса йоги. Скажу честно, близкое знакомство с этой почтенной школой отобьёт у вас охоту к подобной фамильярности и подвигнет относиться к ней с определённым пиететом, почтением и даже... некоторой опаской. И есть на то веские причины – уж больно сложен предмет обсуждения! Судите сами. Как утверждают специалисты, аштанга-виньяса йога является современной комплексной системой хатха-йоги, сочетающей в себе следующие элементы:
- асана – йогическая поза; каждая асана представляет собой определённое положение тела практикующего, в котором он может эффективно управлять током энергий и физиологическими процессами организма исключительно за счёт перераспределения растяжений, сжатий и напряжений в собственном теле;
- виньяса – особый вид движения и дыхания при (и между) выполнения асан; упор здесь делается на выполнение упражнений в определённых «связках», блоками, причём - в движении, из-за чего аштанга-виньясу часто также именуют «динамическая йога».
Ярким примером таких «связок» и «блоков» может послужить классический комплекс Сурья-Намаскар, где каждой позе и движению строго соответствует вдох либо выдох. К сказанному стоит добавить, что выполнение как асан, так и виньяс, здесь ещё сопровождают другие строго регламентированные элементы: пранаяма (дыхательные практики), бандхи (внутренние «замки» в теле йогина), дришти (фиксация сознания на определённом объекте тела при «остановленном» и расслабленном взгляде), дхьяна (медитация).
Ну, как? Выходит довольно сложно, это так... Но чрезвычайно эффективно! А теперь попробуйте ещё (с соблюдением всех вышеперечисленных элементов) сделать «Сурья-Намаскар», для начала, хотя бы... 54 раза! Впечатляет? А более или менее опытный практикующий легко делает этот комплекс 108 (!) раз подряд, причём – гармонично, легко и с удовольствием! В общем, друзья, как вы, наверное, уже успели убедиться, практика аштанга-виньяса йоги – это очень, очень серьёзно. Тем не менее, это нисколько не отталкивает от неё тысячи людей во всём мире.
Стоит также отметить, что этот стиль преподаётся исключительно сертифицированными преподавателями, прошедшими стажировку и получившие аттестацию (т.н. дикша) в головном Институте Аштанга Йоги (Майсор, Карнатака, Индия). Причём, за этим строго следят: несертифицированных инструкторов, посмевших утверждать, что они преподают именно аштанга-виньяса йогу, регулярно выявляют, разоблачают и вносят в «чёрный список»! Вот так, здесь имеет место жёсткая монополия наследников популяризации метода...
Но нам с вами всё это ни к чему, просто знайте главное: даже если вы практикуете хатха-йогу как любитель, тем не менее, каждое утро, старательно выполняя «Сурья-Намаскар», вы уже прикасаетесь к великому таинству аштанга-виньяса йоги!
Возвращаясь к первоначальной теме статьи, а именно: «что такое аштанга-йога?», хотим напомнить читателю, что практика классической йоги, так или иначе, присутствует на всех мероприятиях Клуба «Неизведанный Мир». Начав утро с простого, но эффективного комплекса «йога для начинающих», участвуя в наших практиках и просто общаясь с другими участниками, вы вскоре поймёте, что для нас слова «яма... нияма... асана... пранаяма...» и т.д. – отнюдь не пустой звук, а руководство к повседневной жизни! И, возможно, осознание этого простого факта подтолкнёт и вас к началу занятий аштанга-йогой! Практикуйте – и вы одолеете, одну за другой, все её пресловутые восемь ступеней!
Мы желаем вам здоровья тела, гармонии души и спокойствия ума.
Практикуйте йогу – и будьте счастливы!
Автор – Максим Охрименко
ashtanga.jpg
Если вы – новичок, лишь недавно начавший всерьёз интересоваться йогой, мы знаем, какой невероятный сумбур из определений, названий и терминов (зачастую – на абракадабре санскрита!), уже воцарился в вашей голове! Чтобы облегчить вам жизнь, исключить различные разночтения и обезопасить вас от полуграмотных дельцов, нередко предлагающих свои услуги в качестве инструкторов по йоге, мы постараемся эти знания упорядочить и доходчиво вам изложить. Поверьте, ничего сложного здесь нет! Сегодня, продолжая цикл статей о йоге, мы попробуем разобраться в очередных терминологических тонкостях, связанных с её практикой. Итак...
Классическую йогу, которая базируется на «Йога-Сутрах» Свами Патанджали, также называют раджа-йога (царская йога) или аштанга-йога (восьмиступенчатая йога). В её практике насчитывают восемь уровней (или ступеней), осваивать которые следует поэтапно, один за другим, не забегая вперёд. Когда-то автор этой статьи написал такие слова: «Подлинная йога представляет собою долгий и увлекательный путь, который, ступень за ступенью, ведёт тебя от совершенства тела - к совершенству духа. И далее, от совершенства духа - к совершенству твоей Души. Причём, главное тут - преодолевать ступень за ступенью, не перепрыгивая через две разом: яма, нияма, асана, пранаяма... и дальше, всё выше и выше! Очертя голову бросаться в высшую йогу, пренебрегая ежедневной духовной дисциплиной и физическим аспектом развития - всё равно, что покрывать свежей краской стены гнилого ветхого дома». Поэтому-то автору и сомнительны любые рассуждения о собственном «Освобождении», «Просветлении» и пр. из уст тех, кто никогда не слыхал об их непременных этапах (числом – восемь), досконально описанных ещё в глубокой древности.
Итак, к восьми ступеням аштанга-йоги относятся:
Разбор и разъяснение смысла каждого из этих понятий, пожалуй, может послужить темой ещё для нескольких познавательных статей, которые мы в ближайшее время предложим вашему вниманию. Сегодня же мы хотим только их обозначить и подчеркнуть, что их ровно восемь – не больше, и не меньше! Кстати говоря, если быть уж совершенно точными в определениях, то первые четыре ступени обычно относят к хатха-йоге, а последующие четыре – к «высшей» йоге, или собственно раджа-йоге.
Впрочем, наши современники, чрезмерно любящие краткость речи (пусть даже и чреватую терминологической путаницей), под «аштанга-йогой» или, хуже того, просто «аштангой» часто подразумевают практику аштанга-виньяса йоги. Скажу честно, близкое знакомство с этой почтенной школой отобьёт у вас охоту к подобной фамильярности и подвигнет относиться к ней с определённым пиететом, почтением и даже... некоторой опаской. И есть на то веские причины – уж больно сложен предмет обсуждения! Судите сами. Как утверждают специалисты, аштанга-виньяса йога является современной комплексной системой хатха-йоги, сочетающей в себе следующие элементы:
- асана – йогическая поза; каждая асана представляет собой определённое положение тела практикующего, в котором он может эффективно управлять током энергий и физиологическими процессами организма исключительно за счёт перераспределения растяжений, сжатий и напряжений в собственном теле;
- виньяса – особый вид движения и дыхания при (и между) выполнения асан; упор здесь делается на выполнение упражнений в определённых «связках», блоками, причём - в движении, из-за чего аштанга-виньясу часто также именуют «динамическая йога».
Ярким примером таких «связок» и «блоков» может послужить классический комплекс Сурья-Намаскар, где каждой позе и движению строго соответствует вдох либо выдох. К сказанному стоит добавить, что выполнение как асан, так и виньяс, здесь ещё сопровождают другие строго регламентированные элементы: пранаяма (дыхательные практики), бандхи (внутренние «замки» в теле йогина), дришти (фиксация сознания на определённом объекте тела при «остановленном» и расслабленном взгляде), дхьяна (медитация).
Ну, как? Выходит довольно сложно, это так... Но чрезвычайно эффективно! А теперь попробуйте ещё (с соблюдением всех вышеперечисленных элементов) сделать «Сурья-Намаскар», для начала, хотя бы... 54 раза! Впечатляет? А более или менее опытный практикующий легко делает этот комплекс 108 (!) раз подряд, причём – гармонично, легко и с удовольствием! В общем, друзья, как вы, наверное, уже успели убедиться, практика аштанга-виньяса йоги – это очень, очень серьёзно. Тем не менее, это нисколько не отталкивает от неё тысячи людей во всём мире.
Стоит также отметить, что этот стиль преподаётся исключительно сертифицированными преподавателями, прошедшими стажировку и получившие аттестацию (т.н. дикша) в головном Институте Аштанга Йоги (Майсор, Карнатака, Индия). Причём, за этим строго следят: несертифицированных инструкторов, посмевших утверждать, что они преподают именно аштанга-виньяса йогу, регулярно выявляют, разоблачают и вносят в «чёрный список»! Вот так, здесь имеет место жёсткая монополия наследников популяризации метода...
Но нам с вами всё это ни к чему, просто знайте главное: даже если вы практикуете хатха-йогу как любитель, тем не менее, каждое утро, старательно выполняя «Сурья-Намаскар», вы уже прикасаетесь к великому таинству аштанга-виньяса йоги!
Возвращаясь к первоначальной теме статьи, а именно: «что такое аштанга-йога?», хотим напомнить читателю, что практика классической йоги, так или иначе, присутствует на всех мероприятиях Клуба «Неизведанный Мир». Начав утро с простого, но эффективного комплекса «йога для начинающих», участвуя в наших практиках и просто общаясь с другими участниками, вы вскоре поймёте, что для нас слова «яма... нияма... асана... пранаяма...» и т.д. – отнюдь не пустой звук, а руководство к повседневной жизни! И, возможно, осознание этого простого факта подтолкнёт и вас к началу занятий аштанга-йогой! Практикуйте – и вы одолеете, одну за другой, все её пресловутые восемь ступеней!
Мы желаем вам здоровья тела, гармонии души и спокойствия ума.
Практикуйте йогу – и будьте счастливы!
Автор – Максим Охрименко