Это третья и последняя статья из цикла «Дзен» на сайте Клуба «Неизведанный Мир». Напомним, первая статья – «Дзен» – рассказывала об учении дзен-буддизма в целом. Вторая – «Дзадзен» – описывала главную практикую в дзен-буддизме. А в данной статье мы расскажем вам о том, что является «солнцем», «стержнем» и целью дзен-буддизма – о сатори.
Дайсэцу Тайтаро Судзуки в своей книге «Основы дзен-буддизма» говорит о том, что без сатори дзен просто перестанет существовать. Из дзен-буддизма можно выкинуть все тексты и биографии достигших реализации учителей, можно разрушить все монастыри и разогнать по домам всех монахов, но пока есть сатори, дзен, как средство его достижения, продолжит существовать.
Что такое сатори?
В случае с этим термином определить – значит ограничить. Любые определения сатори заведомо ошибочны, так как описывать его, всё равно что пытаться передать тишину с помощью звуков. Сатори – это внезапная вспышка, которая происходит в уме человека и позволяет постичь мир с совершенно новой, неизведанной с помощью логики и аналитики стороны. Дзен-буддисты называют это переживание «постижением истинной природы всего сущего», но слово «истинной» здесь тоже подходит плохо, так как оно дуально и предполагает наличие в мире некой «ложной» природы. В действительности сатори вне «истины», «лжи» и любых других слов. Слова всегда дуальны, в то время как в сатори человек пребывает за пределами авидьи – дуального мировоззрения.
Христиане часто спрашивают, не сливается ли ум дзен-буддиста с Богом во время сатори? Учителя дзен отвечают, что концепция Бога как раз и возникла путём переживания сатори кем-то из людей, после чего он попытался выразить суть своих переживаний с помощью слов. Часто можно услышать, что сатори – это переживание абсолютной любви или блаженства, но все эти чувства лишь следствие того, что человек оказался в данном состоянии. Да, человек, переживший сатори хотя бы раз, многое понимает, но известный мастер дзен Кодо Саваки Роси говорит о том, что пока сатори не стало вашей сутью, все его переживания бесполезны и несут временный характер. Инерция человеческого ума влечёт человека обратно в безумие толпы, и спасти от этого может лишь постоянная практика.
Зачем человеку достигать сатори?
Вспоминается мультик про попугая Кешу и фраза кота: «Нас и тут неплохо кормят!». В действительности достижение сатори несёт мало практической пользы современному человеку. Уровень продаж это состояние не поднимет, от болезней не исцелит, достичь богатства чудесным образом не позволит, даже сельскому хозяйству пользы от сатори никакой. Какой же тогда смысл его достигать?
Для того чтобы это понять, нужно разобраться в том, что движет человеком, одержимым желанием употребить алкоголь, покурить травку или удовлетворить любое из желаний, продиктованных ему безумием толпы. Дзен-буддизм – это учение, которое позволяет человеку разрушить дуальные стереотипы, навязанные ему с детства и регулярно приводящие его к страданиям. Страдания – это то, что питает безумие толпы и делает такими желанными моменты радости. Так, после напряженной трудовой недели два дня выходных видятся просто раем блаженства. Никто не говорит, что нельзя быть счастливым, пребывая в безумии толпы, но всё дуальные поводы для счастья содержат в себе причины для несчастья. Простой пример: вы обрели дом – вы счастливы, он сгорел – вы в печали. Сатори – это то, что нельзя потерять, оно вне дуального мира и не требует от вас пребывания в определённом месте или с определёнными людьми.
Как достичь сатори?
Ответ один: с помощью практики дзадзен. В этой статье автор ни разу не упомянул слово «просветление», поскольку вокруг него намешано столько мифов и легенд, что разбирать их все не хватит ни времени, ни желания. Здесь же мы говорим о термине «сатори», который пришёл из дзен-буддизма, а значит, методы достижения этого состояния следует искать в данной традиции. Сатори достигается практикой дзадзен. Сначала вспышки сатори редки, но со временем оно посещает практикующего всё чаще и чаще. Никакие рассуждения, пребывания в определённых местах или общество каких бы то ни было людей не способны приблизить или отдалить состояние сатори.
Лишает ли сатори человека воли к достижению целей? Нет, нет и ещё раз нет. Просто из этого достижения уходит важность, о которой писал В. Зеланд в цикле книг о трансерфинге реальности. Достигшему сатори не нужно добиваться цели, чтобы стать счастливым, теперь весь мир для него – игра с бесконечным количеством возможностей.
Сатори
Это третья и последняя статья из цикла «Дзен» на сайте Клуба «Неизведанный Мир». Напомним, первая статья – «Дзен» – рассказывала об учении дзен-буддизма в целом. Вторая – «Дзадзен» – описывала главную практикую в дзен-буддизме. А в данной статье мы расскажем вам о том, что является «солнцем», «стержнем» и целью дзен-буддизма – о сатори.
Дайсэцу Тайтаро Судзуки в своей книге «Основы дзен-буддизма» говорит о том, что без сатори дзен просто перестанет существовать. Из дзен-буддизма можно выкинуть все тексты и биографии достигших реализации учителей, можно разрушить все монастыри и разогнать по домам всех монахов, но пока есть сатори, дзен, как средство его достижения, продолжит существовать.
Что такое сатори?
В случае с этим термином определить – значит ограничить. Любые определения сатори заведомо ошибочны, так как описывать его, всё равно что пытаться передать тишину с помощью звуков. Сатори – это внезапная вспышка, которая происходит в уме человека и позволяет постичь мир с совершенно новой, неизведанной с помощью логики и аналитики стороны. Дзен-буддисты называют это переживание «постижением истинной природы всего сущего», но слово «истинной» здесь тоже подходит плохо, так как оно дуально и предполагает наличие в мире некой «ложной» природы. В действительности сатори вне «истины», «лжи» и любых других слов. Слова всегда дуальны, в то время как в сатори человек пребывает за пределами авидьи – дуального мировоззрения.
Христиане часто спрашивают, не сливается ли ум дзен-буддиста с Богом во время сатори? Учителя дзен отвечают, что концепция Бога как раз и возникла путём переживания сатори кем-то из людей, после чего он попытался выразить суть своих переживаний с помощью слов. Часто можно услышать, что сатори – это переживание абсолютной любви или блаженства, но все эти чувства лишь следствие того, что человек оказался в данном состоянии. Да, человек, переживший сатори хотя бы раз, многое понимает, но известный мастер дзен Кодо Саваки Роси говорит о том, что пока сатори не стало вашей сутью, все его переживания бесполезны и несут временный характер. Инерция человеческого ума влечёт человека обратно в безумие толпы, и спасти от этого может лишь постоянная практика.
Зачем человеку достигать сатори?
Вспоминается мультик про попугая Кешу и фраза кота: «Нас и тут неплохо кормят!». В действительности достижение сатори несёт мало практической пользы современному человеку. Уровень продаж это состояние не поднимет, от болезней не исцелит, достичь богатства чудесным образом не позволит, даже сельскому хозяйству пользы от сатори никакой. Какой же тогда смысл его достигать?
Для того чтобы это понять, нужно разобраться в том, что движет человеком, одержимым желанием употребить алкоголь, покурить травку или удовлетворить любое из желаний, продиктованных ему безумием толпы. Дзен-буддизм – это учение, которое позволяет человеку разрушить дуальные стереотипы, навязанные ему с детства и регулярно приводящие его к страданиям. Страдания – это то, что питает безумие толпы и делает такими желанными моменты радости. Так, после напряженной трудовой недели два дня выходных видятся просто раем блаженства. Никто не говорит, что нельзя быть счастливым, пребывая в безумии толпы, но всё дуальные поводы для счастья содержат в себе причины для несчастья. Простой пример: вы обрели дом – вы счастливы, он сгорел – вы в печали. Сатори – это то, что нельзя потерять, оно вне дуального мира и не требует от вас пребывания в определённом месте или с определёнными людьми.
Как достичь сатори?
Ответ один: с помощью практики дзадзен. В этой статье автор ни разу не упомянул слово «просветление», поскольку вокруг него намешано столько мифов и легенд, что разбирать их все не хватит ни времени, ни желания. Здесь же мы говорим о термине «сатори», который пришёл из дзен-буддизма, а значит, методы достижения этого состояния следует искать в данной традиции. Сатори достигается практикой дзадзен. Сначала вспышки сатори редки, но со временем оно посещает практикующего всё чаще и чаще. Никакие рассуждения, пребывания в определённых местах или общество каких бы то ни было людей не способны приблизить или отдалить состояние сатори.
Лишает ли сатори человека воли к достижению целей? Нет, нет и ещё раз нет. Просто из этого достижения уходит важность, о которой писал В. Зеланд в цикле книг о трансерфинге реальности. Достигшему сатори не нужно добиваться цели, чтобы стать счастливым, теперь весь мир для него – игра с бесконечным количеством возможностей.